Свыше 250 000 человек, проживающих на территориях, подверженных затоплениям, удалось обезопасить в ходе трёх лет реализации федерального проекта Росводресурсов «Защита от наводнений и обеспечение безопасности ГТС». В 2021-2023 гг. на выполнение соответствующих мероприятий было направлено из федерального бюджета 24,9 млрд рублей.
За 3 года реализации проекта общая протяженность построенных и реконструированных дамб и берегоукреплений на уязвимых с точки зрения затоплений территориях России превысила 50 км. Так, например, село Малета в Забайкальском крае удалось обезопасить с помощью возведенной конструкции из монолитных железобетонных плит на реке Хилок. Гидротехническое сооружение защищает с. Рошни-Чу Чеченской Республики, которое раньше часто затапливала горная река Рошня. Благодаря новой дамбе в столице Республики Тывы стало возможным дальнейшее строительство социальных объектов. Реконструкция ГТС через реку Колпь в п. Красная Горбатка Владимирской области дала старт комплексному восстановлению реки, которое в дальнейшем будет включать мероприятия по расчистке русла. Сооружение на р. Волге в Ярославской области восполнило пробел в общей защите правого берега г. Рыбинск. В Республике Бурятии реконструкция существующих объектов на реках Селенга и Уда позволили обезопасить от наводнений 1,1 тыс. жителей г. Улан-Удэ, а также важную городскую инфраструктуру, в том числе очистные сооружения. Часто затапливаемый посёлок Наушки вблизи государственной границы с Монголией теперь защищает 4-х километровая дамба.
Безопасность на берегах обеспечивают не только строящиеся железобетонные «щиты», но и действующие в регионах России гидротехнические сооружения, исправное состояние которых поддерживается за счет средств федерального бюджета. За последние три года Росводресурсы обеспечили финансированием восстановление 137 ГТС. Например, в Тверской области вблизи посёлка Крючково удалось устранить риск разрушения плотины 1975 года постройки, от ее исправного функционирования зависит не только ближайший населенный пункт, но и участок Октябрьской железной дороги «Москва – Санкт-Петербург». В селе Уйское Челябинской области в ходе реализации проекта восстановили неработоспособное сооружение на реке Уй, построенное в 1967 году, теперь оно функционирует вновь.
Состояние самих русел, их пропускная способность также влияет на прохождение паводков. Замедлять течение и усиливать развитие негативных сценариев во время резкого подъёма уровней воды могут затопленные деревья, крупные ветки и толстые слои иловых наносов. За счёт средств федерального бюджета субъекты РФ, а также филиалы «Центррегионводхоза» Росводресурсов расчищают и регулируют русла, углубляют дно. К концу 2023 года такая работа проведена на участках протяженностью свыше 224 км.
«Территории у воды всегда привлекательны, но диктуют особые условия соседства с ней. Механизмы поддержки Правительства, обеспечивающие в регионах страны приоритизацию безопасности и комфорта населения, позволяют системно развивать инфраструктуру и поддерживать её звенья в надлежащем состоянии. Комплекс мер, в том числе превентивных – важная составляющая процесса адаптации к изменениям климата, которая позволяет защищать и людей, и объекты экономики», – сообщил руководитель Росводресурсов Дмитрий Кириллов.
18.01.2024 Пресс-служба Росводресурсов
Загрузить