Часто задаваемые вопросы

    • В соответствии с пунктом 6.14 "Инструкции о порядке составления статистического отчета об использовании воды по форме № 2-тп (водхоз)", утвержденной Центральным статистическим управлением СССР 24 июля 1985 года № 42/4, в случаях забора воды из того же объекта, в который сбрасываются сточные воды, а также забора воды одновременно из нескольких источников водоснабжения, включая приемник сточных вод, общее количество загрязняющего вещества, сброшенного со сточными водами за отчетный период, уменьшается на количество одноименного вещества, содержащегося в объеме воды, забранной за тот же период из водного объекта, являющегося одновременно приемником сточных вод.

    • В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 января 2006 г. № 33 нормативы предельно допустимых сбросов вредных веществ в водные объекты утверждаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по согласованию с бассейновыми и другими территориальными органами Федерального агентства водных ресурсов, территориальными органами Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

    • В соответствии с СанПиН 2.1.5.980-00 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод" нормативы ПДС устанавливаются для каждого выпуска сточных вод и каждого загрязняющего вещества, в т.ч. продуктов его трансформации, исходя из условия, что их концентрации не будут превышать гигиенические нормативы химических веществ и микроорганизмов в воде водного объекта в створе не далее 500 м от места выпуска.

    • В соответствии с Методическими указаниями по разработке нормативов ПДВВ на водные объекты и предельно допустимых сбросов вредных веществ в водные объекты к основным видам хозяйственной деятельности, оказывающей воздействие на подземные водные объекты, относится, в числе прочих: эксплуатация зданий и сооружений, промплощадок, водонесущих коммуникаций, котлованов, тоннелей, накопителей сточных вод и пульп промышленных и коммунальных предприятий, накопителей для хранения нефти и нефтепродуктов, полигонов складирования твердых отходов, полей фильтрации, нефтепроводов и т.д.

    • Планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов разрабатываются для разливов нефти и нефтепродуктов, которые классифицируются как чрезвычайные ситуации.

      В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. № 613 (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.04.2002 № 240) в зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов на местности, во внутренних пресноводных водоемах выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:

      • локального значения - разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов (определяется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды) до 100 тонн нефти и нефтепродуктов на территории объекта;
      • муниципального значения - разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы муниципального образования либо разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы территории объекта;
      • территориального значения - разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы субъекта Российской Федерации либо разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы муниципального образования;
      • регионального значения - разлив от 1000 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы субъекта Российской Федерации;
      • федерального значения - разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив нефти и нефтепродуктов вне зависимости от объема, выходящий за пределы государственной границы Российской Федерации, а также разлив нефти и нефтепродуктов, поступающий с территорий сопредельных государств (трансграничного значения).

      В зависимости от объема разлива нефти и нефтепродуктов на море выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:

      • локального значения - разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов (определяется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды) до 500 тонн нефти и нефтепродуктов;
      • регионального значения - разлив от 500 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов;
      • федерального значения - разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов.

      Исходя из местоположения разлива и гидрометеорологических условий категория чрезвычайной ситуации может быть повышена.

      Нижний уровень разлива нефти и нефтепродуктов определяется в соответствии с "Указаниями по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации", утвержденными приказом МПР России от 03.03.2003 № 156.

    • Под контрольным створом в задачах установления нормативов ПДС следует понимать поперечное сечение водного потока, в котором контролируются показатели качества воды.

    • Основанием для установления временно согласованного сброса (ВСС) загрязняющего вещества в водный объект может являться наличие объективных технических или экономических причин, не допускающих достижения предприятием норматива предельно допустимого сбросов (ПДС) в настоящее время.

    • Под временно согласованным сбросом (ВСС) следует понимать временный лимит сброса вредного (загрязняющего) вещества в водный объект в единицу времени, который устанавливается для действующих источников сброса (выпусков) сточных вод с учетом качества вод водного объекта и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного норматива предельно допустимого сброса.

    • Нормативы предельно допустимых сбросов (ПДС) используются при:

      • выдаче лицензий на водопользование,
      • осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов,
      • установлении размеров платежей, связанных с пользованием водными объектами,
      • наложении штрафов и предъявлении исков о возмещении ущерба при нарушении водного законодательства,
      • оценке эффективности водоохранных мероприятий.
    • Под предельно допустимым сбросом загрязняющих веществ в водный объект понимается:

      (а) Масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном створе или на участке водного объекта (с учетом вида водопользования).

      (б) Масса вещества в возвратной воде, максимально допустимая к отведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном створе или недопущения ухудшения сформировавшегося качества воды, если оно хуже нормативного.

    • "Разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты", являющееся неотъемлемой частью «Проекта нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ», устанавливает нормативы предельно допустимых сбросов и лимиты временно согласованных сбросов и дает право предприятию осуществлять сброс образующихся загрязняющих веществ в водные объекты.

    • Сброс загрязняющих веществ в водные объекты источниками предприятия допускается на основании "Разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты", выдаваемого территориальными органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации (МПР РФ). В городе Москве таким органом является Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России (ГУПР) по г. Москве.

    • Сброс загрязняющих веществ в водные объекты источниками предприятия допускается на основании "Разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты", выдаваемого территориальными органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации (МПР РФ). В городе Москве таким органом является Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России (ГУПР) по г. Москве.

    • Информацию о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ в воде водоемов можно найти в следующих материалах:

      • Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения. СанПиН 2.1.5.980-00 "Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов.
      • Гигиенические требования к охране поверхностных вод". Утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22.06. 2000 г.
      • Перечень предельно допустимых концентраций и ориентировочно безопасных уровней воздействия вредных веществ для воды рыбохозяйственных водоемов. Москва, Роскомрыболовство. 1995 г.
      • ГН.2.1.5.558-96. «ПДК и ОДУ вредных веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования».
    • К числу основных нормативных документов, определяющих самый общий порядок разработки, рассмотрения и согласования нормативов предельно допустимого сброса (ПДС) загрязняющих веществ в водные объекты, следует отнести:

      Об охране окружающей среды. Федеральный закон от 10.01.2002 г. №7-ФЗ.

      Водный кодекс Российской Федерации. От 16.11.1995 г. № 167- ФЗ

    • В комплекс мероприятий по охране, оздоровлению и благоустройству водных объектов г. Москвы и прилегающих территорий входят:

      • Анализ современного санитарного состояния р. Москвы и ее притоков в черте города, обоснование, разработка и согласование временных региональных норм (ПДК) по требованиям к качеству воды водных объектов на территории города Москвы.
      • Меры по улучшению качества воды городских водных объектов и стабилизации работы системы отведения поверхностного стока с территории города.
      • Инвентаризация и анализ работы всех действующих очистных сооружений поверхностного стока, водовыпусков и сетей ливневой канализации города.
      • Анализ количества и состава загрязнений снега с учетом мест сбора и противоледных мероприятий.
      • Уборка акваторий водных объектов города и береговой полосы от плавающего мусора.
      • Проведение противоэрозионных мероприятий.
      • Укрепление береговой линии.
      • Очистка и дноуглубительные работы.
      • Ликвидация навалов строительного мусора, металлолома, ж/б конструкций на прибрежных территориях.
      • Вывоз брошенного автотранспорта с береговых откосов.
      • Капитальный ремонт щитовых заграждений на реках.
      • Восстановление и облицовка несущих стен набережных.
      • Проведение по очистке дна массового отдыха на воде и баз-стоянок маломерных плавательных средств.
      • Строительство берегоукрепительных сооружений на реке.
    • Согласно Приложению 2 "Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды" перечень природоохранных мероприятий, которые засчитываются в счет экоплатежей за загрязнение водных объектов:

      • Строительство головных и локальных очистных сооружений для сточных вод предприятий с системой их транспортировки.
      • Внедрение систем оборотного и бессточного водоснабжения всех видов.
      • Осуществление мероприятий для повторного использования сбросных и дренажных вод, улучшения их качества, не вызывающие побочного негативного воздействия на другие природные среды и объекты: аккумулирующие емкости, отстойники, сооружения и устройства для аэрации вод, биологические инженерные очистные сооружения, биологические каналы, экраны.
      • Строительство опытных установок и цехов, связанных с разработкой методов очистки сточных вод, и переработкой жидких отходов и кубовых остатков.
      • Реконструкция или ликвидация накопителей отходов.
      • Создание и внедрение автоматической системы контроля за составом и объемом сброса сточных вод.
    • Для получения Разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект со сточными, ливневыми, дренажными и фильтрационными водами предприятие-природопользователь должно представить в Отдел нормирования, анализа состояния окружающей среды и экологического мониторинга ГУПР по г. Москве следующие материалы:

      1. Заявку предприятия-природопользователя об утверждении норматива ПДС.

      2. Проект нормативов ПДС загрязняющих веществ, поступающих в водный объект со сточными водами предприятия-природопользователя.

      3. Приложения к Разрешению на сброс сточных вод в водные объекты:

      № 1 - "Характеристика источников загрязнения (сброса сточных вод)",

      № 2 - "Показатели качества сточных вод",

      № 3 - "Характеристика осадка сточных вод",

      № 4 - "Сведения о контроле качества сбрасываемых сточных вод (в том числе ливневых, дренажных, фильтрационных) вод",

      № 5 - "Характеристика источников загрязнения (сброса сточных вод) и показатели качества по неорганизованным выпускам сточных вод".

    • При действующих нормативах ПДС Разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты подлежит ежегодному переоформлению с предоставлением Технического отчета по продлению нормативов ПДС.

    • Водным кодексом РФ предусмотрено, что пользование водными объектами должно осуществляться на основании соответствующих лицензий на водопользование.

      Постановление Правительства РФ от 03.04.97 №383 «Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии» определяет порядок оформления лицензии на водопользование, заявитель представляет в орган лицензирования характеристику видов намечаемой и осуществляемой хозяйственной деятельности и предложения по условиям пользования водным объектом, в том числе по улучшению состояния водного объекта и его охране, а также обоснование заявленного объема водоотведения и сведения о показателях качества отводимых и (или) дренажных вод.

      Установление лимитов водопользования производится территориальными органами в области охраны окружающей среды при оформлении налогоплательщиками в установленном порядке лицензий (разрешений) на водопользование.

      При отсутствии у налогоплательщиков лицензии (разрешений) на водопользование и соответственно установленных лимитов по каждому водному объекту, виду водопользования, использованию забираемых вод весь объем водопользования в этом случае рассматривается как безлицензионный.

      В соответствии с п.6 ст.4 Федерального закона « О плате за пользование водными объектами» при пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения) ставки платы увеличиваются в 5 раз по сравнению со ставками платы, обычно устанавливаемыми в отношении такого пользования на основании лицензии (разрешения).

    • Лицензирование водопользования осуществляется в соответствии с Водным кодексом РФ,

      Ст. 86 Водного кодекса устанавливает деление водопользования на общее и специальное. В ч.1 данной статьи указано, что использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств (общее водопользование) может осуществляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии на водопользование. В ч. 2 определено, что использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств (специальное водопользование) осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование, за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов.

      В соответствии с Приложением 1 к приказу МПР РФ от 23 октября 1998 г. №232 «Об утверждении документов по лицензированию пользования поверхностными водными объектами» - Перечнем видов специального водопользования (по поверхностным водным объектам), к специальному водопользованию относится, в том числе пользования водными объектами или их частью для сброса сточных вод, если указанные виды водопользования производятся с применением определенных сооружений, технических средств и устройств.

      Пользователем водного объекта является организация, которая сбрасывает сточные воды непосредственно в водный объект. Предприятие, которое заключило договор о сбросе сточных вод в систему канализации, пользователем водного объекта не является. Следует отметить, что обязанность осуществлять плату за загрязнение окружающей среды лежит на организации, которая принимает сточные воды от абонентов в свою систему канализации и сбрасывает их в водный объект.

      В том случае, если предприятие не осуществляет вышеуказанные виды специального водопользования, лицензию на водопользование получать не следует.